Ительмены
Проживают в Тигильском районе Камчатского края, Чукотском автономном округе и Магаданской области. Основным занятием ительменов является животноводство, строительство и промышленная рыбообработка. Центральный персонаж фольклора – ворон Кутх, демиург и первопредок. По ительменским мифам, он сотворил мир: спустил с неба землю, возвёл горы и проложил долины. Создав жизнь, Кутх поселился среди обычных людей: обзавёлся женой Мити (Миты) и наследниками. Чаще всего в сказках упоминается его сын Эмемкут и дочь Синаневт.
Коряки
Этот народ заселяет Камчатский край, Магаданскую область и Чукотский автономный округ. Одной из главных особенностей коряков являются обычаи, в которых заложено мировоззрение народа. Северные жители считали, что мир делится на три части. В верхнем располагалось «небесное существо», которое коряки называли «ныйненом». Оно постоянно наблюдало за человечеством и покровительствовало его добрым делам. Коряки верили, что у животных, гор, лесов и морей есть хозяева. Самым уважаемым среди них был покровитель рыб – бог по имени Митт. В нижнем мире обитали злые духи, причинявшие людям страдания, боль и даже смерть. Они были виновниками землетрясений, извержений вулканов, голода и холодов. Коряки называли их Кала.
Чукчи
Занимают огромную территорию от Северного Ледовитого океана до реки Анюй и Анадырь, от Берингова моря до реки Индигирки. Мировоззрение чукчей ярко отражается в мифах и сказках о животных. Жители в той или иной форме объединяли себя с животными: вступали с ними в брачные связи, перевоплощались в зверей, вели с ними поединки-игры, в которых всегда одерживали победу.
Эвенки
Это коренной народ Восточной Сибири. Эвенкийские сказки имеют высокую художественную ценность. Они поэтизируют красоту родной природы, а также объясняют происхождение традиционных обычаев и запретов, повествуют о рождении человека, о появлении на земле различных животных. Например, жители полагают, что человек получил навыки оленеводства и охоты от медведя и лисы. Наиболее популярных в народе сказителей эвенки называют «нимнгакалан» – мастер сказки сказывать, а также «давлалан» – мастер песни петь.
Эскимосы
Проживают в Чукотском автономном округе. Фольклор эскимосов необычайно богат и оригинален. По их мнению, миром управляет целый ряд антропоморфных существ – инуа, которые владеют внутренним миром человека и природой. Например, душа – инуа человеческого тела. В эскимосских сказках животные, птицы и насекомые ведут себя как люди: они постоянно заняты поисками пищи, выступают искусными и удачливыми охотниками, имеют орудия труда, одежду, жилища.
Юкагиры
Народ проживает в бассейне реки Колыма – в Якутии, Чукотском автономном округе и Магаданской области. Ядром народных сказок является мифологизм: произведения уходят своими корнями в далёкую эпоху, когда люди верили в своё родство с животными. Некоторые юкагирские роды носили имена зверей: Чолгород омок – Ушканский (Заячий) род, Ани домок – Рыбий род, Эрбет омок – Гусиный род. В сказках жители пытались объяснить причины внешнего вида животных. Как правило, облик зверя менялся, когда он был наказан животным коллективом за различные пороки: эгоизм, вероломство, зависть, воровство.
Якуты
Это коренное население Республики Якутия (Саха). Истории о древних событиях, чудесных явлениях, героических свершениях – всё это якуты называют по-разному: «олонхо», «остуоруйа», «кэпсээн», или обобщённо сказкой. В ней присутствуют три персонажа: «герой (охотник, бедняк, сирота, старушка, богатырь), помощник (конь, мудрый старик, жена, мать, старушки-советчицы, птица Ексекю) и враг (абаасы, Алаа Могус, богачи). Суровые условия жизни, связанные с северным климатом и борьбой за существование, отразились на мировосприятии коренного народа. Именно поэтому многие сюжеты якутских сказок могут показаться современному читателю очень контрастными по настроению и слишком жестокими.
Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России